ОЦИБ аналогичен зарубежным пунктам управления информационной безопасностью (Security Operations Centers - SOC). Он отвечает за оперативный мониторинг информационной среды и предотвращение инцидентов безопасности.
Если совсем просто, то специалисты ОЦИБ собирают и анализируют данные с различных объектов инфраструктуры и при обнаружении подозрительной активности принимают меры для предотвращения атак.
Деятельность ОЦИБ возможна только при наличии лицензии, выдаваемой Комитетом национальной безопасности РК. Однако данное требование не распространяется на правоохранительные и специальные государственные органы, а также банки второго уровня, у которых функции ОЦИБ выполняются внутренними структурными подразделениями. Общий порядок лицензирования данной сферы регулируется Законом РК “О разрешениях и уведомлениях”.
Зачем нужен ОЦИБ?
Простыми словами, ОЦИБ нужен для защиты компьютерных систем и данных от злоумышленников, чтобы они не смогли взломать или повредить информацию.
Кому нужен ОЦИБ?
Организации с критически важной информационной инфраструктурой
Таким как государственные учреждения, финансовые учреждения, а также частным предприятиям, у которых есть функция оказания государственных услуг.
Телекоммуникационные компании
Эти организации обрабатывают огромное количество данных и должны защищать информацию своих клиентов от утечек и кибератак.
Энергетические компании
Электростанции, распределительные сети и другие объекты энергетической инфраструктуры также являются привлекательными целями для кибератак.
Медицинские учреждения и компании
Больницы, клиники и компании, занимающиеся хранением и обработкой медицинских данных, нуждаются в защите персональной информации пациентов и предотвращении кибератак.
Образовательные учреждения
Университеты и школы все чаще становятся целями киберпреступников, поэтому защита данных студентов и исследовательской информации имеет большое значение.
Производственные компании
Современные производственные процессы все чаще зависят от компьютерных систем и Интернета вещей (IoT), что делает их уязвимыми для кибератак.
Транспортные компании
Авиакомпании, железнодорожные и автомобильные перевозчики, а также порты и терминалы нуждаются в защите своих информационных систем от угроз.
Торговые компании (ритейл)
Большие торговые сети, особенно те, которые занимаются электронной коммерцией, нуждаются в защите от утечек данных клиентов и финансовых транзакций.
Медиа и развлекательные компании
Компании, занимающиеся созданием и распространением медийного контента, должны защищать свою интеллектуальную собственность и данные пользователей.
Технологические компании
Разработчики ПО, интернет-сервисы и другие технологические компании часто становятся целями атак, нацеленных на получение доступа к исходному коду и конфиденциальным данным.
Некоммерческие организации и НКО
Эти организации могут быть мишенями кибератак из-за своей политической или социальной активности, особенно в условиях конфликта или нестабильности.
Агропромышленные компании
Сельскохозяйственные предприятия, использующие современные технологии и системы управления, также могут подвергаться кибератакам.
Как выбрать грамотного поставщика услуги ОЦИБ?
Как мы ранее рассказывали, ОЦИБ может функционировать только на основании лицензии от органов национальной безопасности РК, и согласно действующим НПА это является основным требованием к нему.
Однако на практике встречаются ОЦИБ, которые получили лицензию на основе арендованных средств защиты информации (СЗИ) и временных специалистов ИБ, но не вкладывают достаточно в развитие своего ОЦИБ. Факт получения лицензии не всегда коррелирует с качеством услуг, что оказывает негативное влияние на рынок: снижается качество предоставляемых услуг и их стоимость. Это приводит к тому, что качество услуг становится формальным, поэтому потенциальный Заказчик должен тщательно проверить потенциального Поставщика.
Рекомендации (лайфхаки) для подбора потенциального поставщика услуг
Мониторинг событий ИБ 24/7 365 дней в году:
Злоумышленники на другой стороне нашей планеты не будут ждать наступления рабочего времени в вашем часовом поясе, чтобы попытаться создать проблемы.
Соответствие требованиям Приказа №52 по правилам МОИБ:
Поставщик должен обеспечить сбор нужных событий (логирование) по информационной безопасности.
Хранение журналов регистрации событий не менее трёх лет:
Это создаёт условия для хронологического анализа при необходимости.
Удалённый доступ к системе мониторинга событий ИБ:
Поставщик должен предоставить ответственным лицам вашей организации удалённый доступ для регулярного объективного контроля.
Совместные мероприятия по реагированию на инциденты ИБ:
Информация о выявляемых аномальных событиях (потенциальных угрозах ИБ) должна направляться ответственным лицам вашей организации для подтверждения (опровержения) инцидента. Любая нелегитимная активность в сетях должна изолироваться и нейтрализоваться.
Профессиональное объяснение причин инцидента ИБ:
Поставщик должен качественно выполнять свою работу, а также объяснять причины возникновения инцидента ИБ и выдавать рекомендации по предотвращению будущих инцидентов.
Штатный персонал и собственные средства защиты:
Поставщик должен обладать штатным персоналом и собственным комплексом программных и программно-аппаратных средств защиты, а не арендованными на период получения лицензии и проведения конкурсных процедур.
Проверка отзывов от действующих и бывших клиентов:
Установите рабочие контакты с ответственными работниками за ИБ в этих организациях и наведите у них справки о поставщике.
Анализ стажа и текучести кадров у поставщика:
Обратите внимание на стаж трудовой деятельности специалистов по ИБ и текучесть кадров. Если есть возможность, пообщайтесь с бывшими работниками.
Нанимайте опытного консультанта при необходимости:
Если вы впервые сталкиваетесь с процедурами приобретения услуг по ИБ, лучше наймите опытного консультанта для этих целей.
Примечание:
Перечень организаций, имеющих лицензии на предоставление услуг ОЦИБ, находится на сайте МЦРИАП РК или на сайте ГТС КНБ.
Требования к поставщикам услуг оперативного центра информационной безопасности (ОЦИБ) которые помогут вам получить качественную услугу:
- 1Инвентаризация информационных активов
Поставщик должен провести инвентаризацию и предоставить актуальные сведения о количестве объектов инфраструктуры, их типах, используемых операционных системах и их версиях.
- 2Категоризация активов
Поставщик должен выполнить категоризацию объектов информатизации согласно законодательству Республики Казахстан.
- 3Аудит инфраструктуры
Поставщик обязан провести аудит на соответствие требованиям информационной безопасности, выявить несоответствия нормативно-правовым актам и стандартам, а также оценить полноту оснащенности средствами защиты.
- 4Выдача рекомендаций
Поставщик должен предоставить рекомендации по исправлению выявленных замечаний, особенно тех, которые требуют финансовых затрат со стороны заказчика.
- 5Исправление замечаний
Поставщик совместно с ответственными лицами заказчика должен исправить замечания, не требующие дополнительных финансовых затрат.
- 6Подключение к средствам мониторинга
Поставщик должен подключить объекты к средствам мониторинга ОЦИБ с момента начала действия договора и адаптировать правила выявления аномальных событий информационной безопасности.
- 7Мониторинг событий информационной безопасности
Поставщик обязан обеспечить 24/7 мониторинг событий ИБ, хранить журналы регистраций не менее трёх лет и предоставить удалённый доступ к системе мониторинга.
- 8Реагирование на инциденты
Поставщик должен совместно с ответственными лицами заказчика реагировать на инциденты ИБ, проводить первичный анализ и предоставлять план реагирования.
- 9Анализ инцидентов
Поставщик обязан проводить анализ цифровых следов, предоставлять отчёты с описанием инцидентов, причин их возникновения и рекомендациями по недопущению повторения.
ВЫВОД № 12:
Мы выяснили, что ОЦИБ — это важный аспект в обеспечении безопасности информационных систем, обнаружении и реагировании на потенциальные угрозы, а также разработке стратегий по защите информационных активов. Понимание роли и функций ОЦИБ поможет организациям эффективно защищать свои данные и минимизировать риски безопасности.